Главная Новости Украинское кораблестроение: фальшивый оптимизм Кабмина.
Размер шрифта:  
+
-
03.06.2009 11:38
Украинское кораблестроение: фальшивый оптимизм Кабмина.

В планах правительства к 2035 г. полностью обновить украинский военно-морской флот на «российских» верфях. Но неритмичное поступление средств и устаревшая технологическая база отечественных судозаводов могут привести к срыву сроков строительства кораблей.

Украинское военное кораблестроение уже давно находится в глубокой депрессии. Последним кораблем, спущенным на воду с отечественной верфи, стал корвет «Тернополь» (2002 г., «Ленинская кузня»). Причем его закладка и проектирование началось еще при Советском Союзе. По сути, сейчас чуть ли не единственным «живым» инновационным проектом в сфере кораблестроения является программа создания нового корвета для ВМС Украины.

Правда, с прошлого года темпы ее реализации забуксовали. Еще в 2005 г. на разработку корвета предполагалось выделить 805 млн. грн. Но в конце 2008 г. из-за отсутствия надлежащего финансирования сроки подготовки эскиза корабля были сорваны. Ожидалось, что в конце I квартала сего года работы над техническим проектом завершатся и к концу года состоится тендер на строительство. Согласно планам, в 2012 г. головной корабль должен быть спущен на воду, а потом каждые полтора года планировался выпуск следующего. Общая численность корветов в составе ВМС должна достичь 10 единиц.

Однако, сейчас сроки завершения технического проекта корвета перенесены с сентября на конец года. «В этих условиях, вероятно, закладка первого корвета будет осуществлена уже в 2010 г.», - сообщил начальник департамента разработок и закупки вооружений Минобороны Владимир Грек, отметив, что выделение средств на закладку предусмотрено «даже не из стабфонда», а по линии спецфонда бюджета. «Вероятность получения этих средств мы оцениваем как очень низкую», - сказал В.Грек. Напомним, что в госбюджете-2009 на опытно-конструкторские работы по проекту за счет средств стабфонда предусмотрено выделение 200 млн. грн., на начало строительства – 100 млн. грн. по линии спецфонда.

Кроме нестабильного финансирования, большие вопросы вызывают и наличие судостроительных мощностей, которыми располагает украинское государство для постройки кораблей. На данный момент в госсобственности находится лишь николаевский завод им. 61 коммунара и Феодосийская судостроительная компания «Море». Оба актива находятся в крайне плачевном финансовом состоянии.

Так, убытки завода им. 61 коммунара по итогам 2008 г. составили 131 млн. грн. Причем, годом ранее этот показатель был на уровне 10 млн. грн. На 1 октября 2008 г. ФСК «Море» обладало совокупным долгом в 270,6 млн. грн. Очевидно, что по итогам сего года финансовое положение этих предприятий еще сильнее усугубиться.

Дополнительной проблемой также является то, что ведущее кораблестроительное предприятие - ССЗ им.61 коммунара, - де-юре находящееся в госсобственности, де-факто контролируются российским бизнесом («Смарт-Холдинг» Вадима Новинского). Напомним, что ранее при строительстве кораблей использовались мощности керченского завода «Залив» и киевской «Ленинской кузни». Но первый уже давно переориентировались на гражданское судостроение, а второй – практически уничтожен нынешним собственником Петром Порошенко. Сейчас предприятие собирает тракторы, а в перспективе на его промплощадке планируется построить развлекательный центр. А мощности верфи планировалось перенести в район Севастополя.

Cписок действующих кораблей ВМСУ, построенные на украинских верфях:
- Крейсер «Украина» 1990/1993
- Фрегат «Гетман Сагайдачный» 1992/1992
- Корвет «Луцк» 1993/1993
- Корвет «Тернополь» 2002/2006
- Десантный корабль «Донецк» 1993
- Корабль управления «Славутич» 1992

Такая ситуация с предприятиями вынуждает чиновников Минобороны искать альтернативные варианты строительства (в т.ч. того же корвета). Изначально предполагалось, что 60% работ по его производству возьмет на себя николаевская группа судозаводов, а 40% будут осуществляться силами европейских компаний. Причем, иностранцы поставят те виды комплектующих, которые Украина не производит. Так, в оборонном ведомстве уже приняли решение закупить вооружение для корвета у производителей из Франции и Италии.

Но украинским военным пришлось принимать во внимание значительные риски, если заказ будет размещен на николаевской группе судозаводов, фактическим собственником которых является российский бизнесмен В.Новинский. По этой причине, а также учитывая моральный износ оборудования верфей, которые просто не смогли бы выполнить заказ, пришлось рассматривать альтернативные варианты. Например, первые два корвета могут быть построены на европейских верфях в партнерстве с украинскими предприятиями. В этот же период будет проведена доподготовка отечественных специалистов, освоены технологии. А уже третий и четвертый корабль под контролем европейского партнера будут строиться в Украине. В Минобороны отмечают большую работу, проделанную военным ведомством по изучению возможностей размещения заказа во Франции, Голландии, Италии и Германии.

Тем не менее, украинское правительство отдало предпочтение условно отечественным корабелам. «Принято решение, что корабли будут строиться в Украине», - говорит В.Грек. По его словам, конкурс на определение головного исполнителя заказа еще не проводился, вероятно, он состоится в июне-июле текущего года.

Напомним, что в начале мая Кабмин утвердил стратегию развития кораблестроения до 2035 г. (первый этап ее реализации до 2015 г.). «Сегодня ставится задача способствовать развитию технологической базы отрасли и обеспечить повышение уровня более полной комплектации кораблей», - сообщил министр промполитики Владимир Новицкий. В данный момент большинство отечественных судозаводов оснащено мощностями 30-х гг. прошлого столетия. Износ основных фондов предприятий оценивается в около 70%. Удельный вес трудоемкости в 3-5 раз выше, чем у зарубежных корабелов, а продолжительность строительства суден в 2-2,5 раза больше.

На обновление всей отрасли необходимо минимум 20 млрд. грн. Одним из вариантов, как завести деньги на модернизацию производственной базы, в Минпромполитики называют авансовые платежи по будущим контрактам, которые получат судозаводы от Минобороны, которое будет финансировать строительство кораблей.

Кроме того, чтобы хоть как-то ускорить процесс модернизации Кабмин рассматривает возможность освобождения верфей от НДС и пошлин на завозимое оборудование, которое не производится в Украине. «Это очень важно для нас, потому что в условиях длительного цикла производства сейчас мы не обеспечить доступ судостроительных предприятий к кредитным ресурсам по приемлемым условиям», - говорит В.Новицкий.

Но кроме создания корвета на украинских и европейских мощностях прорабатывался и альтернативных сценарий – покупка у США списанных кораблей. Тогда речь шла о двух фрегатах типа «Оливер Х.Перри». Но в начале года переговоры были отложены из-за отсутствия средств у Украины.

По словам советника министра обороны, вице-адмирала Владимира Безкоровайного, цена американского фрегата в консервации может варьироваться в пределах $50-70 млн., плюс-минус $20 млн., «при том, что он полностью отвечает необходимым требованиям». В то же время, стоимость корабля, аналогичного проектируемому Украиной новому корвету, оценивается порядка €250-300 млн. на мировом рынке.

Понятно, что закупка списанных кораблей резко бьет по перспективам украинских верфей получить бюджетное финансирование. Но, в то же время, американскими фрегатами Минобороны могло бы в кратчайший срок закрыть брешь в составе флотской группировки. А оставшиеся от экономии средства направить на разработку национального вооружения. Поэтому, чиновникам, вещающим о «возврате военного кораблестроения в Украине, которое потеряно», крайне важно соблюсти баланс между интересами ВМСУ и отраслью.

Источник: UGMK.INFO - сетевой проект, Главный редактор - Владимир Головко.



E-mail:
Тел.:
(812) 905-82-85
Факс:
(812) 448-08-88
ICQ:
888-058 ; 888-068

Специальная акция заканчивается!
До середины 2013 года всем компаниям, которые уже зарегистрированы на судостроительном портале Судпром.Ру в будущем предоставляется скидка на услуги - 15%

Судовые двигатели и генераторы
Подводные системы и оборудование