Главная Новости Морские создания крупнее жителей суши - подводная лодка проекта 941 Акула.
Размер шрифта:  
+
-
29.05.2009 14:11
Морские создания крупнее жителей суши - подводная лодка проекта 941 Акула.

Морские создания крупнее жителей суши – это правило относится и к военной технике. Если бы какой-нибудь титан выловил из океана подводную лодку проекта «Акула» и положил на землю, бок ее доставал бы на высоту 8-этажного дома, а в длину она накрыла бы целый квартал.

Это не преувеличение: ширина корпуса у этих гигантов достигает 23,3 м, а длина – 172 м. По водоизмещению каждая такая подлодка превосходит даже тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», о котором мы рассказывали в статье «Неавианосцы-2».

Первая лодка проекта 941 («Акула») была спущена на воду в том же 1981 г., и это была та самая ТК-208, которая сегодня, после модернизации, называется «Дмитрий Донской» и на которой теперь испытываются перспективные ракеты «Булава» - впрочем, об этом мы уже рассказывали в статье «Гнев Нептуна». У остальных «Акул» все сложилось трагичнее. Три из них утилизированы, или уже переданы на утилизацию. Оставшиеся две выведены в резерв и ожидают своей участи – если найдутся средства, они будут модернизированы по тому же проекту 941 УМ, по которому все обошлось и с «Дмитрием Донским».

Проблема состоит в отсутствии подходящего вооружения. Подлодки эти проектировались, чтобы нести баллистические ракеты «Вариант» (Р-39), мощные (дальность до 8250 км и забрасываемый вес 2,25 т, 10 боеголовок по 100 килотонн) и самые тяжелые (90 т стартовой массы) среди всех баллистических ракет морского базирования. Каждый подводный крейсер нес 20 таких монстров, именно поэтому они получились такими громадными.

Сегодня эти ракеты уже не выпускаются, а поставленные на службу исчерпали резерв времени. Для «Акул» просто нету подходящего вооружения. Планировавшиеся ракеты «Барк», которые могли размещаться на этих колоссальных судах и должны были доставлять до 3 т на 9 тыс км, так и не были реализованы. А выбранная вместо них «Булава» до сих пор не завершила процесс испытаний.

Да и если она будет принята, наконец, на вооружение, «Акулы» потребуется глубоко модернизировать, и еще большой вопрос, насколько это необходимо, когда на смену им идет уже новейший проект подводных крейсеров 955 «Борей». Впрочем, обо всех этих перипетиях с ракетами лучше прочесть подробней в статье «Гнев Нептуна».

Но сам по себе проект 941 «Акула» стал интересным не только благодаря исполинским размерам подводных лодок. Так, запас плавучести у них такой большой (31,3%), что когда подлодка для погружения набирает балластную воду, на нее приходится ровно половина водоизмещения – по этой причине эти корабли получили прозвище «водовозов». Зато такой запас плавучести позволяет лодке проламывать лед до 2,5 м толщиной, а значит – вести боевое дежурство и далеко в холодной Арктике.

Надежность всему колоссу придает уникальная комбинация корпусов: внутри внешнего легкого расположены пять прочных. Два из них проходят вдоль подводной лодки параллельно, как у катамарана. В промежутке между ними, в передней части располагаются ракетные шахты. Остальные прочные герметичные отсеки – торпедный, механический (в корме) и командный. Это – святая святых корабля, здесь находится и кресло командира. Кстати, садиться в него не положено никому, кроме капитана подводной лодки, ни посещающим ее официальным лицам, ни даже командующему флотом или министру обороны.

Это сегодня «Акулы» остались «без зубов» - то есть, без ракет. А 20 лет назад они показались достаточно грозным доводом в Холодной войне. В 1982 г. начальник Оперативного управления Северного флота Лебедько сказал про них так: «Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-Пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны».

Считается, что именно «Акулы» во многом убедили США пойти на компромисс, и вскоре они заключили с СССР договор ОСВ-2, по которому, в частности, отказывались от разработки нового поколения подлодок и выделяли средства на утилизацию «Акул». Результат утилизации уже ясен, но надежды сегодняшняя Россия связывает теперь с новейшими подводными лодками проекта 955 «Борей». О которых в свое время мы обязательно расскажем.

Разработка ядерных подлодок проекта 941 в СССР началась в 1972 г., как ответ на аналогичную американскую программу Ohio – такие подлодки составляют основу морской составляющей ядерных сил США, и хотя первая из них была спущена на воду еще в 1981 г., срок службы их продлен до 2026 г. Всего у американского ВМФ имеется 18 атомных подводных лодок проекта Ohio, тогда как в СССР «Акул» было построено лишь 6. Да и судьба у них оказалась не столь долгая.

Источник: Издание Independent Media Sanoma Magazines.



E-mail:
Тел.:
(812) 905-82-85
Факс:
(812) 448-08-88
ICQ:
888-058 ; 888-068

Специальная акция заканчивается!
До середины 2013 года всем компаниям, которые уже зарегистрированы на судостроительном портале Судпром.Ру в будущем предоставляется скидка на услуги - 15%

Судовые двигатели и генераторы
Подводные системы и оборудование